четверг, 21 ноября 2013 г.

Многие автомобилисты, покупая новый автомобиль, задаются вопросом: какую коробку передач выбрать? Спросить совета у «бывалых» авторемонтников не всегда рационально, так как многие из них могут «подробно рассказать» только о механической коробке. Поэтому ответ на вопрос о современных коробках передач, которые уже прочно заняли свои ниши на европейском, да и на нашем авторынке, приходится искать в интернете.


В данной статье мы расскажем о современных коробках передач – «вариаторе» и «автомате», приведем их основные достоинства и недостатки, чтобы читатель сам смог принять решение о том, какой вариант ему подойдет лучше.

Что такое современный автомобильный вариатор? Вариатор можно представить себе в виде бесступенчатой автоматической коробки передач. Другими словами, вариатор – это «автоматическая коробка с огромным количеством передач». С ее помощью крутящий момент от двигателя к колесам меняется плавно – без рывков.
Простейший вариатор – это два крутящихся конуса, которые направлены друг навстречу другу, где крутящий момент передается при помощи ремня. Он может передвигаться вдоль конусов, плавно изменяя передаточное число крутящего момента, т.е. скорость и мощность.
Вариатор
Конечно, современный вариатор намного сложнее, но суть его работы неизменна. Вариатор поначалу хорошо зарекомендовал себя на транспортных средствах с малой мощностью, таких как скутер. Но при работе на более мощных двигателях быстро изнашивался ремень вариатора. Поэтому конструктора заменили этот элемент на стальную наборную ленту.

Огромным плюсом вариатора является отсутствие ступеней, а значит, нет и прерывания подачи мощности от двигателя к ведущей оси во время всей поездки. Отсутствие ступеней позволяет демонстрировать отличную динамику при выходе двигателя в зону рабочих оборотов. Также можно заметить, что благодаря более ровной работе двигателя (без “перегазовок”), вариатор гораздо экономичнее, чем классическая автоматическая коробка передач.

Наличие вариатора помогает неопытным водителям исключить ошибки, при которых:
  • автомобиль не глохнет на светофоре;
  • автомобиль не откатывается назад при старте на подъеме.
Основные достоинства вариатора:
  • отличные показатели динамики в движении, а также на длинных отрезках дороги;
  • значительная экономия топлива по сравнению с АКП;
  • отсутствие толчков при разгонах и торможениях;
  • плавное изменение передаточного числа;
  • высокая безопасность при гололеде, так как колеса довольно сложно сорвать в “пробуксовку”;
  • бережное отношение к мотору, защищая его от повышенных нагрузок.
Основные недостатки вариатора:
  • проигрыш при старте перед другими трансмиссиями;
  • довольно чувствителен к повышенному крутящему моменту, в таких случаях его привод испытывает большие нагрузки;
  • дороговизна в ремонте;
  • в коробке используется дорогое масло;
  • при спортивном стиле вождения (например, активный старт и торможение), ресурс ремня может быть не высоким;
  • настройки не позволяют применять спортивные приемы вождения (управляемый занос и т. п.).
Наиболее распространенные марки автомобилей, использующие вариаторы: Nissan Teana, Subaru Impreza, Toyota Yaris, Honda Jazz.

Что такое современная автоматическая коробка передач? На данный момент наибольшее распространение среди автоматических коробок получили следующие три вида:
  • классическая гидротрансформаторная АКП;
  • роботизированная АКП;
  • преселективная АКП.
Классическая гидротрансформаторная АКП. Это первый вариант автоматической коробки, который начал завоевывать своего покупателя еще с 40-х годов прошлого столетия. Но тогда они имели всего три передачи, включая одну заднюю, поэтому расход топлива и динамика значительно проигрывали механическому варианту.
В современных вариантах гидротрансформатор служит только плавного старта, а затем передача блокируется электроникой, тем самым предотвращая лишнюю потерю энергии. Современный автомат более точно может подобрать момент переключения, при этом он может учитывать не только загрузку автомобиля, но и стиль езды, а в некоторых вариантах даже и рельеф местности (при наличии датчика уклона).
В этом варианте водителю часто предоставляется возможность выбирать стиль работы АКП: ручной, экономичный, спортивный, зимний и т. д.
На данный момент количество ступеней значительно возросло, а сами коробки уменьшились в размерах и весе.

Основные достоинства гидротрансформаторных АКП:
  • надежность, большой ресурс, наличие запасных частей и богатого опыта у механиков;
  • сглаживает толчки, уменьшает нагрузку на двигатель автомобиля;
  • легкость в эксплуатации – быстрая адаптация автовладельца к данному виду.
Основные недостатки:
  • повышенный расход топлива по сравнению с другими АКП;
  • требуется большое количество масла (8-10 л);
  • вялая динамика, существуют паузы между переключениями;
  • довольно чувствительна к пониженным температурам - в сильный мороз нельзя сразу давать на данную коробку большую нагрузку.
Массовое применение данный вид АКП находит практически у всех автопроизводителей – это может быть и Nissan Note, и Toyota Camry, равно как KIA Sportage или Mitsubishi Pajero.

Роботизированная АКП. Роботизированный вариант появился как более дешевая альтернатива АКП. Основной принцип работы похож на обычную механику, где за сцепление и переключение передач отвечает электроника.
Данный вариант отличается невысокой ценой и хорошей топливной экономичностью. «Роботы» довольно надежны, не считая нюансы со сцеплением. В ранних вариантах возникали неполадки в управляющей электронике.

Основные достоинства роботизированных АКП:
  • возможность ручного выбора передачи;
  • простая и надежная конструкция;
  • сравнительно невысокие затраты на обслуживание;
  • отличная ремонтопригодность;
  • невысокий расход топлива.
Основные недостатки:
  • наличие заметных пауз при переключении передач;
  • скатывание вниз при трогании “под горку”;
  • “провалы” при наборе скорости;
  • невысокий ресурс сцепления, особенно при некорректной эксплуатации.
Роботизированные АКП можно встретить на таких автомобилях, как: Citroen C4, Peugeot 107, 208, Fiat 500.

Преселективная АКП. Это усовершенствованный вариант роботизированной трансмиссии, который имеет две роботизированных коробки в одном блоке. Соответственно они имеют по два сцепления, а также два вторичных вала. Первичных валов два и один из них находится внутри второго. Таким образом, данная коробка всегда имеет включенными одновременно две передачи, но сцепление одной из них остается “выжато”. Это позволяет, при разгоне, всего за 0,1 секунды осуществить отсоединение одного сцепления и синхронно включить другое. Разрыв потока мощности при этом неощутим. Данное ноу-хау позволяет максимально использовать мощность двигателя и значительно экономить расход топлива, благодаря своевременному быстрому переключению на подходящую передачу.

Основные достоинства преселективных АКП:
  • отличная динамика автомобиля;
  • низкое потребление топлива;
  • высокая скорость переключения;
  • ручной выбор режимов работы трансмиссии.
Основные недостатки:
  • высокая стоимость данного варианта;
  • дорогое обслуживание и ремонт;
  • повышенная чувствительность к высоким нагрузкам.
Ресурс в сложных дорожных условиях пока невелик. Наиболее часто встречающиеся автомобили с преселективной АКП: Audi A3, Volkswagen Polo, Mercedes-Benz B-Class, Volkswagen Passat, Ford Mondeo.

2 коммент.:

  1. Для спокойного и экономного водителя - вариатор лучше всего... главное бережно эксплуатировать автомобиль и он будет служить долго и верно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а если он будет служить долго, то может и я еще на нём покатаюсь :)

      Удалить